9) Кейс –
стадии. Кейс-метод стал впервые применяться во второй половине 19 века в
Гарвардском Университете. Главным образом этот метод использовался в ранних
годах его существования как практика для студентов, изучающих применение
законов. Сегодня этот метод используется как образовательный и его цель -
помочь учащимся мыслить эффективно.
Кейсы,
используемые в процессе обучения, могут быть выражены многими способами. Они
могут быть достаточно длинными и полностью описывать ситуацию, которая
существует в данный момент или существовала в прошлом. Или же они могут быть краткими
и витиеватыми. В любом случае, их цель остается прежней - послужить поводом для
учащихся прийти к каким-либо умозаключениям, исходя из изложенных в
исследовании фактов, которые ведут к решениям и могут распространяться на
реальные ситуации, возникающие у студентов на их местах работы.
Кейс-метод
предполагает групповую дискуссию. Кейсы построены так, чтобы произвести
различные мнения касательно (а) кто виноват в определенной ситуации, (б) что
заставило человека вести себя определенным образом, (в) какой выход из
создавшейся ситуации лучший. Кейс-методы вносят большой вклад в процесс
обучения. Их достоинства:
- учат
обучаемых не приходить к быстрым выводам о людях и их поведении,
-
показывают, что нет одного «лучшего решения»,
- ясно
демонстрируют, как одни и те же события могут по-разному истолковываться кругом
людей с подобными интересами,
- поощряют
участников тренинга обсуждать различные вопросы с другими и увидеть ценность
общения, и подчеркивают значимость практического мышления.
Кейс-метод
ориентирован на обучаемого. Хорошо продуманный кейс стимулирует участников
брать на себя роль лидера в анализе и обсуждении темы, вокруг которой построено
исследование. Дискуссия продвигается вперед по мере того, как они вносят в нее
свои идеи, мнения и отзывы. Другие ухватываются за идеи, обдумывают их,
обсуждая между собой, и, в конечном итоге, группа интегрируется как целое. Роль
тренера в кейс-методе - распространить кейс, пригласить участников прочитать и
изучить его, провести обратную связь так, чтобы побудить участников задавать
вопросы по мере их исследования. Иногда участникам дается список вопросов,
которые им нужно рассмотреть по мере обсуждения этого кейса.
Обычно
кейс-метод проводится в две стадии:
ШАГ 1.
Участникам раздается кейс. Обучаемые могут получить текст заранее или же в
определенное время программы, когда исследование используется как часть
процесса обучения. В любом случае, участники должны иметь достаточное
количество времени прочитать и осмыслить материал. Если ведущий использует
вопросы, следует раздать их участникам для поощрения дискуссии.
ШАГ 2.
Участников просят обсудить кейс. Все обучаемые должны ответить на
подготовленные ведущим вопросы или поделиться своим мнением о том, что они
считают правильным решением. Участники (и ведущий) ставят под вопрос точки
зрения друг друга и просят дать логическое обоснование своих выводов. Процесс
заканчивается тем, что ведущий просит обучаемых сделать заключения из фактов
кейса и выводов, к которым участники прибегали в ходе дискуссии.
10)
Микроурок. Мониторинг реализации качества образования дисциплин достигается
посредством решения ряда образовательных задач: создания теоретических основ
изучения курса дисциплин, например, посредством формирования понятий базового
уровня; развития общих, специальных и специфических учебных умений и навыков
обучающихся, например, через оперирование понятиями в решении ситуационных
заданий практической направленности; познания содержания иных понятий и
категорий; установления между ними межпредметных и внутрикурсовых связей.
В достижении
поставленных задач прослеживается методологическая направленность микроурока,
что также выражается в создании с его помощью оптимальных условий для развития
навыков самостоятельного мышления обучаемых. Основным элементом такого мышления
является понятие как отражение в сознании человека наиболее общих и
существенных свойств и качеств предметов и явлений. Например, понятие
«нормативный правовой акт» отражает общие признаки, присущие таким его видам,
как закон и подзаконный акт.
К признакам,
отличающим микроурок от иных видов занятий, относятся следующие.
1.
Достаточно ограниченные временные рамки проведения урока. Микро-урок рассчитан
всего на двадцать минут учебного времени. С точки зрения психологии, это время
оптимального внимания учащихся. Поэтому данный тип урока отличается высокой
степенью активности их мыслительной деятельности. Это позволяет преподавателю
планировать свою работу на микроуроке с учетом разнообразных средств и методов
обучения:
а)
аудитивных, визуальных и иных технических средств учебной деятельности;
б) наглядных
средств;
в) средств
конкретизации (например, использование теоретических положений учебной
литературы в подтверждение правильности получаемых на уроке выводов и
логических заключений);
г) метода
пошаговой детализации;
д) метода
проблемного изложения.
2.
Диагностика исходного уровня учебных знаний, умений и навыков учащихся и
полученного (в процессе работы над определением понятия) конечного результата
их учебной деятельности. Следует учитывать не только педагогические, но и
психологические основы организации микро-урока. Так, в начале занятия
осуществляется подготовка учащихся к восприятию учебного материала с целью
максимального привлечения их внимания к выполняемому заданию, например, с
помощью музыкальной заставки. Для этого преподаватель строит свою работу,
основываясь на положительных эмоциях учащихся, преодолении стрессовых ситуаций,
облегчении восприятия сложного теоретического материала, например, посредством
апеллирования к более простому вопросу или заданию. Важно показать, что решение
основной задачи микроурока – определение понятия зависит от раскрепощенной
мыслительной деятельности учащихся, быстроты совершаемых ими логических
операций.
3. Наличие
алгоритма, элементами которого являются:
а)
эмоционально-образное восприятие;
б) раскрытие
содержания понятия;
в) его
межпредметная и внутрикурсовая связь;
г)
применение полученных учащимися знаний в решении тех или иных проблемных
вопросов.
Каждый из
названных элементов алгоритма представляет определенную ступень в формировании
знаний:
1)
знания-знакомства;
2)
знания-копии;
3)
знания-умения;
4)
знания-навыки.
Для
разнообразия форм контроля и закрепления знаний студентов по некоторым темам
соответствующих дисциплин, где трудно использовать практические задачи и
ситуации, студенты могут писать диктанты, составляют тесты, опорные конспекты и
кроссворды, отвечают на тестовые задания, проектируют модели, карты по
результатам самостоятельного системного анализа и ИСО.
|