Четверг
19.09.2024
05:51
Section categories
Методическая копилка [5]
Разное [0]
Login/registration
Our poll
Как часто Вы заходите на наш сайт?
Всего ответов: 22
ABBYY Lingvo.Pro
Statistics
Statistics

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
Semey english teachers' association
Главная » Статьи » Методическая копилка

Активные методы обучения (2)

1) Анализ конкретных ситуаций.

Этот метод служит инструментом исследования и изучения ситуации, оценки и выбора правильного решения. Ситуации могут быть стандартные, критические и экстремальные.

Обучение анализу предполагает проведение следующих этапов:

а) подготовка сюжета ситуации;

б) формулировка вопросов-заданий слушателям;

в) групповая работа над изучением ситуации;

г) групповая дискуссия;

д) итоговая беседа с принятием определенного решения.

Обучение методу анализа позволяет слушателям приобретать дополнительные знания, учиться избегать рисковых ситуаций, ошибок и неверных решений, сознательно влиять на события и процессы производственной, финансово-экономической деятельности предприятия, прогнозировать и планировать будущее.

2) Решение практических задач.

С помощью этого метода преподаватель формирует у обучающегося навыки решения производственных, финансово-экономических ситуаций, задач, проблем. В ходе занятия обучающийся усваивает принципы, закономерности, правила, процедуры, средства и оптимальные способы решения различных типов задач.

Метод предполагает проведение следующих этапов:

а) постановка практической ситуации, задачи;

б) критерии решения ситуации, задачи;

в) дискуссия по предложениям, выдвинутым для решения ситуации, задачи;

г) выбор оптимального варианта решения ситуации, задачи.

Включая в учебный процесс практические ситуации, задачи, преподаватель должен исходить из следующего положения: не ситуации, задачи нужны для закрепления знаний, а, наоборот, знания нужны для решения ситуаций, задач.

3) Деловые игры.

Они используются для тренировки и развития творческого, исследовательского мышления, формирования практических умений и навыков. Они позволяют стимулировать внимание и повышать интерес к занятиям, активизировать и обострять восприятие учебного материала.

Процедура деловой игры состоит из следующих этапов:

а) этап изучения ситуации, подготовка участников и экспертов, сбор информации;

б) этап проведения процесса игры;

в) этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры.

Деловая игра – это репетиция производственной, финансово-экономической или общественной деятельности будущего специалиста, позволяющая проиграть ситуацию, предвидеть ее возможные варианты решения, предвидеть и избегать рисковых ситуаций.

Так, при участии в деловой игре «Каким я вижу финансового менеджера» студенты, оценив сообща конкретные производственные финансово-экономические ситуации, могут проверить себя, узнать дополнительные черты характера людей, с которыми учатся и с которыми придется работать в будущем, дать объективную оценку будущему специалисту, выдвигаемому на должность финансового менеджера из числа студентов группы и др.

4) Методы «круглого стола».

Они предполагают принцип коллективного обсуждения ситуаций, проблем. Это могут быть учебные семинары, учебные дискуссии, встречи со специалистами различных организаций. Необходимо, чтобы участники «круглого стола» выступали не с подготовленными докладами, а со своим мнением по затронутой ситуации, проблеме.

Использование этого метода способствует выработке у обучающихся умения спорить, аргументировано, с научной точки зрения доказывать, защищать и отстаивать свое мнение, прислушиваться к мнению других.

5) Метод «мозговой атаки».

Он способствует развитию динамичности мыслительных процессов, способности абстрагироваться от объективных условий и существенных ограничений, формирует умение сосредоточиться на какой-либо узкой актуальной цели с использованием инновационных подходов.

В общем виде, процедура «мозговой атаки» состоит из следующих этапов:

а) формулирование проблемы, которую необходимо решить. Формирование нескольких рабочих групп и экспертной группы;

б) тренировочная сессия – разминка, быстрый поиск ответов;

б) «мозговая атака» - штурм поставленной проблемы, генерирование идей;

в) оценка и отбор наилучших идей;

г) сообщение о результатах мозговой атаки.

Использование этого метода вырабатывает у обучающихся убеждение в том, что довольно сложные ситуации, проблемы, не поддающиеся решению традиционными способами, неожиданно могут быть разрешимы при использовании инновационных подходов

6) Практикум (психологический, исследовательский, прогностический, поисковый).

Под практикумом понимается самостоятельная аудиторная и внеаудиторная работа по заданию преподавателя.

Практикум (психологический, исследовательский, прогностический, поисковый) – это своеобразные упражнения, направленные на отработку различных навыков, закрепление теоретических знаний соответствующей дисциплины и специальности. Практикум состоит из описания конкретных ситуаций изучаемой темы соответствующей дисциплины, анализируя которые, обучающиеся могут принимать управленческое решение с позиции будущей специальности с учетом знаний, умений, навыков практической и исследовательской работы.

В связи с вышеизложенным, при изучении большинства тем учебных дисциплин по всем специальностям полезно использовать проблемные стандартные и рисковые ситуации и задачи такого рода.

7) «Пресс-конференция», «дискуссия», «аквариум», «сэндвич», «групповая мозаика».

При закреплении теоретического материала возможно использование таких форм АМО, как «пресс-конференция», «дискуссия», «аквариум», «сэндвич» «групповая мозаика» и др.

На «пресс-конференцию» на занятии уходит 15-20 минут, это, по существу, взаимоконтроль студентов. На одном занятии половина группы задает вопросы (оцениваются не только ответы, но и грамотность, глубина, количество заданных вопросов, аналитические способности, инновационный исследовательский характер работы над вопросами, над их постановкой и формулировкой). Дается 5 минут на подготовку вопросов и просмотр конспектов, раздаточного материала, учебно-методических рекомендаций, инструкций, на психологический, поисковый, прогностический, исследовательский настрой. Затем тетради с конспектами лекций, учебники собираются. Начинается «пресс-конференция». Ответы дополняются, комментируются студентами и преподавателем, что также оценивается. Оценки выставляются с участием группы, комментируются достоинства и недостатки ответов.

Достоинства такой формы опроса очевидны: объективность оценок и закрепление материала, исследовательский характер работы на занятии.

На следующем занятии подгруппы меняются местами.

8) Диктанты, составление тестов, опорных конспектов и кроссвордов, проектирование моделей, проектов, карт по результатам системного анализа и ИСО по дисциплине.

Категория: Методическая копилка | Добавил: Юлия_Владиславовна (01.04.2011)
Просмотров: 1573 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]