В основе
активного обучения лежит принцип непосредственного участия слушателя в учебном
процессе, ориентированный на поиск путей и способов решения изучаемых в учебном
курсе проблем. Для этого необходимо, чтобы учебный процесс был имитацией той
среды, в которой предстоит трудиться слушателям в будущем, а также обеспечивать
формирование у слушателя способностей решать практические задачи, изменять и
улучшать тот предметный мир, в котором они живут и трудятся.
Понятие
«активные методы обучения» (АМО) распространяется на достаточно обширную группу
приемов и способов проведения теоретических и практических занятий, таких, как:
- анализ
конкретных ситуаций;
- решение
проблемных задач;
- «аквариум»;
- «вспышка»;
- деловые
игры;
- работа с
деловыми бумагами;
- групповая
мозаика;
- групповые
ралли;
- две
обоймы;
- метод 66;
-
тест-инструкция;
- опрос с
помощью метапланкарт;
- «сеть»;
- интервью в
парах;
- ролевые
игры;
-
«квартеты»;
- «сэндвич»;
- структурированные
занятия;
- групповой
турнир;
-
презентация;
-
брейн-ринг;
- кейсы и
др.
Высокая
степень гибкости и адаптивности активных методов обучения позволяет
преподавателю с равной эффективностью использовать их в следующих случаях:
а) в
заключении лекции, рассказа, беседы – как практическое обоснование актуальности
рассмотренного вопроса;
б) в
качестве введения в лекцию – постановки практической проблемы, которую
предстоит разработать;
в) для
иллюстрации положений, разбираемых в процессе лекции;
г)
параллельно лекции – часть материалов передается в устном выражении, а другая –
посредством активного метода;
д) вместо
лекции – вся тема занятия раскрывается при помощи активного метода.
Активные
методы обучения при умелом их применении позволяют оптимально решить
одновременно следующие учебно-организационные задачи и функции:
- подчинить
процесс обучения управляющему воздействию педагога;
- обеспечить
включение в активную учебную работу, как подготовленных слушателей, так и
новичков;
- установить
непрерывный контроль над процессом усвоения учебного материала;
-
реализовать учебные функции (закрепляются теоретические знания, отрабатываются
новые приемы и методы, а также условия применения знаний и практических
навыков, формирования методов познания и деятельности, саморазвития и
самореализации);
-
реализовать производственные функции (отработать систему управления и его
функции: организации производства, планирования, учета, контроля, анализа,
координации, регулирования и т.д. для обеспечения стратегии бизнеса;
спрогнозировать развитие предприятия, решить проблемную ситуацию и т.д.) с
учетом будущей специальности и дисциплины;
-
реализовать исследовательские функции, как алгоритм принятия управленческих
решений: выявление проблемы, постановка задачи, поиск решения проблемы и т.д.
Кроме того,
АМО приобретают ценность еще и потому, что способствуют успешному формированию
у обучающихся комплекса положительных деловых качеств, например, таких, как:
-
способность быстро адаптироваться в группе, занятой решением общей для всех
задачи, проблемы;
- умение
устанавливать личные контакты, обмениваться информацией и формировать
необходимые точки зрения - работать и самостоятельно, и в команде;
- умение
преодолевать сопротивление окружающих, предупреждать столкновения и разногласия,
т.е. умение работать в коллективе;
- знание
уровня своей компетентности, умение анализировать и оценивать свои действия;
- умение
находить причины и источники критических, рисковых ситуаций;
-
способность выдвигать и формулировать идеи, предложения и проекты;
- готовность
идти на рассчитанный риск и принимать нестандартные решения;
- умение
избегать ошибок и просчетов;
-
способность ясно и убедительно излагать мысли, быть немногословным, но
понятным;
- умение
ценить и продуктивно использовать рабочее время;
- умение
имитировать наиболее характерные элементы деятельности человека в свете
инновационных технологий, их максимальное приближение к реальности и др.
Активное
обучение влияет на развитие у слушателей потребности к самообучению,
самоусовершенствованию, то есть к научно–организованной самостоятельной работе,
которая помогает управлять ситуацией, исключать возникновение неуправляемых
явлений, рисковых ситуаций.
|